Варвара Чёрная (1914--1999) известна как ученый с мировым именем и множеством наград. Трудно найти больших скептиков, чем люди науки. Но она решилась кардинально изменить жизнь в 74 года, и спустя шесть лет стала настоятельницей Новодевичьего монастыря -- игуменьей Серафимой.
Семья родителей всегда была образцово-религиозной, несмотря на репрессии со стороны властей. Варвара выросла без отца (он пропал без вести в начале первой мировой войны), мужчину в доме заменял дед -- отец матери. Он не занимался лично воспитанием девочки, поскольку был монахом, что не мешало ему постоянно конфликтовать с властями и менять келью на тюрьму. Но одно его имя было безусловным авторитетом в семье. Вообще, дед -- это отдельная история, не случайно он перевернул всю жизнь своей внучки. Звали его Леонид Чичагов.
Известная фамилия: адмирал Чичагов получил единственную на флоте награду -- Георгия первой степени, его сын стал министром военно-морского флота при Николае I , а сам Леонид Михайлович прошел путь от офицера до митрополита Серафима. Личность грандиозная, масштабная. Его стараниями была подготовлена канонизация преподобного Серафима Саровского. Кроме того, он писал иконы, занимался музыкой, изучал историю. Когда началась 1-я мировая война, дед, до тюрьмы, успел отправить дочь (маму Варвары) и внучку в подмосковную деревню, где они прожили восемь лет. Варвара каждое утро ходила в церковь и молилась, никто ее не заставлял, так было заведено в семье. В 1925 году дед вернулся из тюрьмы, 11-летняя Варвара стеснялась задавать ему вопросы, да и жалела -- старик серьезно болел. А в 1937 году за ним приехала «скорая помощь» из НКВД и увезла в Бутово, где 81-летний старец был расстрелян.
Так и не получив ответы на свои вопросы, Варвара взрослела по законам советского времени: училась и работала. Окончила десятилетку в Москве, потом школу преобразовали в нефтехимический техникум, который пришлось бросить, т. к. семья бедствовала, и девушка устроилась на работу лаборанткой. Через год поступила на вечернее отделение Института тонкой химической технологии, высшее образование получила перед второй мировой войной, была распределена на закрытый завод «Каучук» и там проработала до победы в должности зам. главного инженера (очень высокий пост для женщины на секретном предприятии). А после плотно занялась наукой: окончила аспирантуру, защитила кандидатскую и докторскую. Предметом ее исследований была резина и создание синтетического заменителя каучука, ее разработки использовались в медицине, военной и космической промышленности. Многочисленные публикации в научных журналах постепенно сделали ее ученым с мировым именем. В 70-х Варвару Черную стали посылать за рубеж на симпозиумы, где она делала доклады на английском языке.
Ее биография выглядит нереально. Особенно для женщины, в семье которой были репрессированные такого масштаба, как митрополит Серафим. Как ее допустили на закрытое предприятие, да еще на высокую дожность? Каким образом ей удалось объехать весь мир, когда из страны «железного занавеса» никого не выпускали? Наверняка Варвара Черная была на заметке у первого отдела. Она изрядно подпортила свою безупречную репутацию уже тем, что продолжала ходить в церковь. Трудно поверить, что ее не трогали, потому что она приносила большую пользу стране, ведь тогда отстраняли от науки гораздо более выдающихся ученых.
Когда подошло время выходить на пенсию, Варвара запаниковала. Она недавно похоронила мужа, с которым прожила тридцать лет, детей у них не было, что дальше делать -- непонятно. И Варвара Черная проработала в институте еще 17 лет. Пока не призналась себе, что не страх одиночества держит ее на работе, а гордыня -- привычка к похвалам и почестям. Чтобы смирить свой дух, Варвара шесть лет простояла у свечного ящика в церкви Илии Обыденного. Прихожане и предположить не могли, что покупают свечи у всемирно известной ученой! В одном из последних интервью она говорила, что наукой надо заниматься в молодости, когда есть азарт и работоспособность. У нее же осталось только трудолюбие, а азарт ушел. Зато появился другой захватывающий интерес: желание добиться реабилитации деда и издать его рукописи. Исследуя биографию митрополита Серафима, Варвара Черная не только нашла место захоронения деда, но и прочла множество духовных книг. Корректировка будущих публикаций свела ее с высшими служителями церкви, они познакомились с биографическими материалами и пришли к выводу, что митрополит Серафим достоин канонизации.
Чем ближе Варвара Черная приближалась к Богу, тем яснее для нее становилась тщета мирской жизни. И все-таки когда митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий предложил ей постричься в монахини и стать первой настоятельницей восстанавливаемого Новодевичьего монастыря, она испугалась и -- отказалась. Из ученых в монахини? Такой поворот судьбы не укладывался в ее голове. Но через некоторое время Варвара пришла к митрополиту с согласием. Косвенным образом решение помогла принять мама: врач по профессии, она в возрасте 70 лет постриглась в монахини и 11 лет прожила в Пюхтицком монастыре, где и была похоронена. В монастырскую жизнь потянуло и дочь. Вскоре после пострига, в 1994 году, на 80-летнюю Варвару Черную возложили обязанности игуменьи монастыря, она стала матушкой Серафимой.
Ей достались самые тяжелые годы монастырской жизни: спали в подвалах, кельи отсутствовали, жили впроголодь -- подсобное хозяйство (земля и скотина) находилось в 70 километрах от монастыря.
Матушка Серафима принимала людей каждый день, не отказывая никому, стояла многочасовые службы, разбирала конфликты между монахинями (как ни крути, а женский монастырь – это женский коллектив), хлопотала о восстановлении молитв в честь первой настоятельницы Новодевичьего монастыря Елены (Девочкиной). «За усердные труды по возрождению монашеской жизни» матушка Серафима была удостоена особой церковной награды -- креста с украшениями и ордена Святой равноапостольной Великой княгини Ольги II степени. Умерла она в 85 лет и была похоронена в Новодевичьем монастыре.