Какие 4 брани могут одолевать христианина?
Архиепископ Варлаам ( в миру – Виктор Степанович Ряшенцев, 1878-1942) был родом из купеческого сословия Тамбова. Будучи образованным богословом и священником, он проводил богослужения, преподавал, наставлял людей и писал богословские книги. В частности, по критике французского писателя и историка Эрнеста Ренана.
Владыко Варлаам прошел непростой путь служения людям и Богу. Трижды его сажали в тюрьмы (Ярославль, Котлас, Соловки), держали под домашним арестом, запрещали заниматься священно служением, а в завершении жизни приговорили к расстрелу, но заменили приговор 10 годами ссылок.
К слову сказать, родной брат его - епископ Герман Ряшенцев, был расстрелян в 1937 году. Прославлен как священномученник
Архиепископ Варлаам был мудрым прозорливым старцем и добрым, смиренным подвижником благочестия.
Вот, что сказал Владыко по основным браням в духовной жизни.
4 главные брани, которым подвергается христианин:
- Высокоумия
- Чревоугодия
- Корыстолюбия
- Блудной
Брань первая - высокоумие.
Она происходит у людей образованных, много читающих и старающихся веру проверить рациональным знанием. Человек совершает здесь ошибку: он хочет понять и увидеть духовные вещи не духовными очами, а обычным разумом, рациональным. Это невозможно. Человек не только не видит их, но за такие попытки терпит напасти неверия и маловерия.
Чтобы этого не было нужно следующее, советует Владыко:
- не беседовать с помыслами неверия и оставить их,
- больше читать Святых Книг (Библию, святых), вникая в их смысл и толкование, если хочешь постичь духовные вещи.
- просить у Бога в молитве живой веры. И тогда невидимые духовные вещи откроются духовным очам и духовному разуму. А рациональный разум будет решать свои задачи, для которых он предназначен.
Брань вторая - чревоугодие.
Эта брань бывает не в начале подвига (когда ревность (эмоциональный запал, мотивация христианина) сильна), а спустя продолжительное время когда ревность (эмоциональный запал) ослабнет.
Чем ревностней человек вначале (эмоционально сильно желает подвигов), тем сильнее впоследствии брань.
Что нужно, чтобы избежать брани чревоугодия?
- Идти средним путем и просить Бога помощи в поддержании меры.
- Особенно, надо отказаться от сластолюбия (не есть повкуснее и поприятней). А есть с благодарением Бога и с рассуждением для пользы организма. Сладости и специи очень опасны. Они разжигают эту брань и та начинает овладевать человеком.
- Нужно есть мало и часто. Недоедать.
- А досыщать себя не телесно, а духовно, восполнять молитвой. Молитва на голодный желудок бывает крепкой и сильной.
Все люди, которые прожили долгую жизнь, замечает Владыко Варлаам, были постниками, ели мало и мудро, не перегружая желудок сластями и явствами излишними.
Третья брань – корыстолюбия.
Блажен тот, кто довольствуется насущным хлебом и не смотрит далеко вперед, возлагая надежду на Промысл Божий.
Если же человек падает в брани корыстолюбия, то становится:
- Сух и холоден сердцем
- Раздражителен.
- Завистлив и уныл.
Тот, кто не склонен к корыстному тщанию, взаимен обретает дары Духа Святаго, добродетели.
Четвертая брань - блудная.
Она мучает всех людей в той или иной мере, пока человек не достигнет двух добродетелей: чистоты и смирения.
Краткий путь победы над страстями, о котором говорит Владыко Варлаам:
- не вступать в общение с помыслами, не рефлексировать их излишне.
- представлять всякий раз, при их появлении, что проводишь свой последний день жизни.
- думать о деле, которым занимаешься и о послушании Богу.
- посвящать время краткой сердечной Иисусовой молитве,
- сокрушаться о своих грехах