8 (4862) 59-20-63
gymnasium@vposad.ru

Петропавловский собор – его судьба и память

11 августа 2021

Православие стало единственным и, по существу, последним заслоном, форпостом, отображающим идентичность и самобытность русской нации на пути обвальной пропаганды чужеродных представлений и разрушительных лженравственных установок. Русская Православная церковь — это общий дом с единым цивилизационным пространством, общими координатами мышления и единой системой ценностей. В орловском регионе за всю историю, по существу, никогда не было надлежащего кафедрального собора. Кафедры епископов располагались в бывших кладбищенских или приходских церквях, маловместительных, без крестильни, без служебных, подсобных и хозяйственных помещений. А кафедральный собор — это место средоточия всех духовных сил, место поклонения орловским православным святыням, место, которое могло бы принять всех желающих присутствовать при архиерейском богослужении.

Строительство кафедрального собора необходимо для возрождения православия на Орловщине.

Без духовно-просветительской и благотворительной деятельности, без наращивания материальной базы, позволяющей церкви выполнять свое духовное предназначение, трудно говорить о возрождении православия на Орловщине.

Каменная летопись Орла была бы полнее и ярче, если бы в ней сохранились страницы архитектурно-исторического и художественного развития города, уничтоженные безжалостными и невежественными временщиками.
К числу старейших, но, увы! утраченных зданий Орла относится Петропавловский собор.

Строительство его началось в 1797 году, через двадцать без малого лет после конфирмации (утверждения) "Екатериной II в 1779 году первого в истории Орла регулярного плана города. Это был очень красивый собор, история строительства которого насчитывает почти сто лет. 13(24) апреля 1797 года в Заорлицкой, 3-й части Орла (ныне Советский район) преосвященный Аполлос,  во имя святителя Павла Исповедника, патриарха Цареградского, и в память восшествия на престол императора Павла I заложил собор новообразованной Орловской епархии. На церемонии присутствовали все чины и представители орловского дворянства, на чьи средства и шло строительство храма. 18(29) апреля 1797 года орловское дворянство учредило строительный комитет, в который вошли Д. Боборыкин, П. Протасов, А. Володимиров, Я. Бодиско, В. Телегин и Толубеев. Работы начались 31марта(11 апреля) 1798 года мастером Я. Меркуловым под надзором архитектора А.П. Кливера, но уже 1(12) октября того же года прекратились из-за нехватки денег. За это время собор был возведен до высоты подоконников. Отсутствие средств, а также неожиданная смерть императора Павла I привели к тому, что в 1804 году строительный комитет самоликвидировался. В последующем новые губернаторы предпринимали попытки продолжить строительство, создавали очередные строительные комитеты, но из-за финансовых проблем у дворянства, не желавшего уступать честь завершения собора купечеству, это не приводило к положительным результатам. Только разрешение орловского губернатора П.А. Солнцева «на основании Высочайшего повеления» всем жителям губернии вне зависимости от сословия вносить пожертвования на храм позволило в 1836 году возобновить его строительство. 6(18) декабря 1841 года собор был освящен епископом Орловским и Севским Евлампием, но работы по устройству приделов и достройке трапезной и колокольни продолжались еще около двух лет. 30(13) августа 1843 года был освящен один из приделов во имя Св. благоверного Александра Невского, а также состоялось малое освящение главного престола во имя Св. Павла Исповедника. В том же году была закончена колокольня собора.

Но уже в конце 1851 году из-за допущенных недочетов в строительстве, здание кафедрального собора стало аварийным и богослужения в нём были прекращены. Проезжавший в этом же году через Орел, наследник престола Александр Николаевич  «изволили спрашивать о причине неустройства сего собора и удивлялся, что он, будучи созидаем орловским дворянством с 1797 года, доселе надлежаще не окончен…». Постройка близилась к завершению, когда в здании храма появились трещины, и с марта 1853 года из-за аварийного состояния здания богослужение в соборе прекратили. Орловское дворянство, недовольное сборами на бесконечный ремонт собора, передало его в ведение епархиального начальства. Во время ремонта храма был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца. По ходатайству епископа Поликарпа, с дозволения  Священного Синода в 1861 году собор переименовывается в Петропавловский. 30 июля (11 августа) 1861 года был освящен главный престол в честь первоверховных святых апостолов Петра и Павла, 6 (18) августа 1861 года – придельный храм (с правой стороны) Александра Невского, а 13 (25) августа 1861 года – левый придельный храм во имя святителя Павла Исповедника. Ремонт был завершен, и в 1861 собор был вновь освящен. Но будучи холодным, т.е. не отапливавшимся, собор действовал не более 4-х месяцев в году, к тому же из-за внутренних повреждений требовал почти ежегодного поновления. Поэтому  12 (24) мая 1894 года  приступили к его очередному капитальному ремонту, который велся известным строительным подрядчиком купцом И. Л. Леваковым под надзором архитектора М.М. Пухальского. Архитектор В. Г. Залесский устроил в соборе пародуховое и пароводяное отопление, а за счет города в храм провели водопровод. К началу декабря 1895 году ремонт храма завершается и 3 (15) декабря кафедральный Петропавловский собор вместе с приделами освятили. Наиболее чтимой святыней храма являлась икона Божией Матери «Живоносный источник», которая, по преданию, впервые объявилась у колодца вблизи Успенской (Михаило-Архангелькой) церкви. В кафедральном соборе хранились знамёна Орловской, Севской, Кромской, Елецкой, Ливенской, Малоархангельской дружин, подаренные храму после их возвращения с Крымской войны.  В 1898 году началось сооружение ограды вокруг собора, однако вскоре прекращенное. В 1904 году строительство ограды, охватывавшей значительно больший участок площади, чем в 1898 году, было окончено.

В разное время на службах в кафедральном соборе присутствовали императоры Александр II (лето 1867) и Николай II с наследником Алексеем (6 мая 1904), великие князья Михаил Александрович и Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной, другие члены царской фамилии, выдающиеся деятели Русской Православной Церкви Иоанн Кронштадтский, митрополиты Серафим (Чичагов)Флавиан (Городецкий), архиепископ Макарий (Гневушев). Петропавловский собор был упомянут в рассказе «Грабеж» писателя-орловца Лескова.

Что же представляло собою это одно из старейших зданий Орла? В местных хранилищах нет никаких сведений о его архитектурно-планировочной структуре. Однако они нашлись в Петербурге в ЦГИА (ф. 1488, оп. 3, дело 57). Большая папка содержит 14 листов чертежей, озаглавленных: «Собор во имя св. Павла-исповедника с проектом его перестройки. Фасады, планы, профили». На чертежах фасадов и планов основного объема собора с шестиколонным восточным портиком и двумя боковыми полуротондами, а также отдельно стоящей колокольней подпись архитектора: «девятого класса Андрей Клавер». В то время он был орловским губернским архитектором и под его надзором производилось строительство собора и некоторых других зданий в Орле. Эти скупые сведения о нем дополнены в материалах к биографическому словарю архитекторов народов СССР следующими строками: «Клавер Андрей Петрович, г. Орел, архитектор, родился во второй половине XVIII в., умер в 1810 г.» (М., Союз архитекторов СССР, 1984, вып. 5, с. 29).
В папке хранятся и чертежи Петропавловского собора периода его перестройки в 1841 году. Они изображают основной подкупольный объем здания и колокольню, вычерченные черной тушью и соединенные трапезной, начерченной красной тушью. Кроме того, сохранились обрывки чертежей интерьеров, тонко начерченные китайской тушью с подцветкой акварелью. Они подписаны губернским архитектором Коровиным и видными петербургскими архитекторами из комиссии проектов и смет Ф. Руска, Васильевым, Шарлёманем 2-м и Висконти. Чертежи крайне ветхи. По обрывкам бумаги, на которой они исполнены, и по рыжим пятнам они очень напоминают состояние чертежей Спасо-Преображенского собора в Болхове, хранящиеся тоже в ЦГИА. Вероятно, они утратили свой первоначальный вид очень давно, в одно время и в одном месте. Но как свидетельства мастерства старых зодчих чертежи представляют большой интерес.
Здание Петропавловского собора было главной архитектурной доминантой нового общегородского центра, который начал формироваться в бывшей третьей части, ныне Советского района, Орла. Характерной особенностью этого центра было изменение традиционных прямоугольных очертаний главной площади города и трансформация ее в широкую улицу-бульвар, освобожденную от торговых и военных функций. Застройка такого протяженного центра городской жизни приобрела общественный характер в связи с появлением в ней новых типов зданий присутственных мест, дворянского собрания, театра, телеграфа, купеческого клуба, учебных заведений. Эта здоровая, малозастроенная и живописная территория представляла много удобств населению и открывала большие возможности для строительства. В непосредственной близости от собора находился дом губернатора и присутственных мест (1783). В 1798 году был выстроен дом вице-губернатора - единственное сохранившееся в искаженном виде здание того времени (теперь районные суды). В период Отечественной войны 1812 года из Петербурга и Москвы эвакуировалось много дворян и богатых купцов, которые остались в Орле и в известной мере определили дворянско-купеческий уклад его жизни...

После октябрьских событий 1917 года возле собора было создано «Братское революционное кладбище», на котором хоронили людей отдавших свои жизни для установлении Советской власти на Орловщине (ныне сквер перед Областной научной библиотекой им. И. А. Бунина). Здесь были захоронены красноармейцы сводного Орловского батальона, погибшие при подавлении Ливенского восстания, командир Коммунистического полка М. Г. Медведев и красноармейцы, погибшие при защите города от белогвардейцев, пролетарский поэт И. И. Селихов, генерал Л. Н. Гуртьев, подполковник С. К. Резниченко, красноармеец Т. Н. Юнникова, второй секретарь Орловского обкома ВЛКСМ Александр Бакин и другие. Останки в 1954 году перенесли на Троицкое кладбище.

15 февраля 1923 года Петропавловский собор был закрыт,  а здание передали для размещения окружного (с 1937 — областного) архива «Окрархивбюро». Высокая соборная колокольня служила пожарной каланчой, парашютной вышкой и даже радиостанцией. В 1926 году по решению властей меняются названия улиц рядом с храмом: улица Ермоловская переименовывается в Пионерскую, а Садовая в улицу Максима Горького.

С 1938 года усиливается массовая ликвидация всех храмов и приходов. При оргкомитете ВЦИК по Орловской области 17 января 1938 года была утверждена новая комиссия по делам культа, в задачу которой входила подготовка материалов по закрытию храмов. В материалах «Генеральной схемы планировки Орла» 1939 года говорится, что «собор находится в весьма ветхом состоянии; на колоннах центрального портика нет ни одной капители, колокольня переоборудована под радиостанцию, что в значительной мере безобразит пейзаж...» (Пояснительная записка, Ленгипрогор, с. 26).

В связи с проектировавшейся тогда центральной площадью III Интернационала (теперь это сквер им. Гуртьева) собор был обречен.
 В соответствии с проектом довоенной Генеральной схемы планировки Орла ею было принято  решение о сносе Петропавловского собора. Областной архив переводится в здание Преображенской церкви. В 1940 году Петропавловский кафедральный собор был взорван. Петропавловский собор — одна из многих утрат русской архитектуры в 30—40-х годах XX века.

После войны на месте храма в Советском районе Орла долго были руины. В 1958 году на месте собора было построено здание для областной библиотеки им. Н. К. Крупской. Некоторые элементы собора сохранились в архитектуре библиотеки. Открытие библиотеки состоялось 28 февраля 1958 года.

С 10 августа 1992 Орловская областная публичная библиотека по улице М. Горького 43 носит имя писателя-орловца Ивана Бунина. Среди орловцев называется «бунинкой».

В ноябре 2009 года в СМИ появилось сообщение о том, что к 450-летию города Орла будет восстановлен Петропавловский кафедральный собор.

 Губернатор Орловской области Александр Козлов после встречи с патриархом Московским и всея Руси Кириллом заявил о восстановлении Петропавловского собора, в рамках мероприятий по подготовке к юбилею города в 2016 году: «Наша задача — из главного собора Орла сделать тот собор, где можно было бы отпраздновать юбилей». Публичная библиотека имени Бунина, которая также часто требует ремонта,  намечалось перевести  в новое просторное здание строящейся библиотеки ОГУ по улице Пионерская, на месте когда-то стоявшего орловского кадетского корпуса Бахтина (на самом деле библиотека имени Бунина осталось в здании и никогда не объединялась с библиотекой ОГУ). Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон после заявления Козлова отметил, что Петропавловский собор города Орла «Лесков запечатлел на века».  Далее дело не пошло. Отставка мэра Виктора Сафьянова в начале 2012 года и смена власти в правительстве Орловской области в марте 2014 года отменили планы по воссозданию собора.

 Из ныне существующих приходских церквей, к сожалению, ни одна не отвечает современным требованиям и нормам, необходимым для функционирования кафедрального собора. Теоретически могут рассматриваться две приходские церкви — Смоленская, построенная в 1867—1908 гг. в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н. Т. Ефимова, и Успенская (Михаила Архангела), построенная в 1817 г. в стиле зрелого классицизма (автор не известен).

По мнению специалиста архитектуры профессора В.М. Неделина, а также архитекторов С.И. Федорова, М. Б. Скоробогатова, с образованием города Орла и до XX в. важную градообразующую роль брал на себя целый ряд вертикальных доминант: Георгиевская церковь (на месте кинотеатра «Победа»), Успенский собор XVII века Успенского мужского монастыря, Рождественский собор 1566 г. и Богоявленская церковь на стрелке, Введенский собор 1708 г. Введенского женского монастыря (место типографии «Труд») и Петропавловский кафедральный собор XIX в. (на месте библиотеки им. И. А. Бунина). Это «костяк», к которому приращивались другие вертикали, развивая планировку. С конца XVIII в. город стремится к регулярности поквартальной застройки и развивается по главным стратегическим магистралям — на Москву, Курск, Брянск.

 С утратой объектов, поддерживавших общий силуэт Орла, панорама города приобрела невыразительный, плоскостной и аморфный характер. Коридоры видимости и некогда стройная система расчетных точек зрительного восприятия градообразующих сооружений утрачены. Среди пространственно-планировочных и объемно-архитектурных проблем городской среды наиболее существенными представляются: утрата исторических связей между элементами ландшафта и городской средой, точечная застройка, нарушение масштаба и характера застройки, наличие диссонансов в ней. Главенствуют обветшание старой застройки и памятников истории и культуры, стоящих на охране государства, и пренебрежение к гармоничной стилевой увязке всего нового с ценным сохранившимся старым, утрата элементов памятников и ансамблей.

Генеральные планы развития губернского и областного центра от первого в 1779 г. до Ген­плана 1969 г. учитывали трехчастное деление города, в основе которого лежат природные факторы — долины рек, перепад высот земной поверхности, но в последующих планах эти факторы исключены. Градостроители полностью отвернулись от побережья рек и пренебрегли постановкой акцентов, визуально объединяющих все три части Орла в единое целое, впрочем, как и от вертикалей, фиксирующих направление главных магистралей, и высотных объемов, зрительно объединяющих кварталы в городские ансамбли. Решения о строительстве доходных объектов принимаются на основе коммерческой выгоды без учета сложившейся градостроительной ситуации. Вот почему сегодня строительство в Орле стремится к хаосу без какой-либо осмысленности, и недалеко то время, когда наш город будет представлять собой бессмысленное нагромождение форм и объемов.

Объединить снова три части: Советский, Заводской и Железнодорожный районы — возможно только приближенной посадкой завышенных вертикалей взамен утраченных. В этом плане выбор места для предполагаемого строительства нового кафедрального собора является делом первостепенной важности. Поэтому восстановление собора на историческом месте его прежнего нахождения, имеет огромное архитектурное, культурное и духовно-нравственное значение. Кафедральный собор воистину может стать подлинным украшением областной столицы и православным духовно-просветительским центром патриотического и нравственного воспитания молодежи. Петропавловский кафедральный собор мог бы стать первым храмом Орла, возрождённым на прежнем месте практически с нуля, после разрушения и утверждающим преемственность, духовный подъем, единство русского  православного народа.

В современной России в городах строят кафедральные соборы вместимостью от 3 до 5 тысяч человек, расчет площади для молящихся делается исходя из трех человек на 1 кв. м. Площадь участка всего комплекса сооружений рассчитывается от 7 до 10 квадратных метров на одну единицу вместительности храма. Как правило, вся территория ограждается работающей на просвет оградой высотой до 2 метров. За пределами ограды в 50 метрах от храма устраивается автостоянка из расчета 2 машины на 50 мест вместимости церкви. В дореволюционной России норма возможного размещения питейных и увеселительных заведений допускалась не ближе 40 саженей (одна сажень равна 2,13 м) от храма.

Кафедральные соборы рекомендуется строить на участках с повышенным рельефом местности, ориентированных по оси магистральных дорог в старом центре городов и поселений, по возможности приближенных к местам ранее существовавших, а ныне утраченных церквей, следовательно, на намоленных и памятных местах, закрепленных в сознании поколений как православные святыни.

Должна со­блюдаться традиционная доминантность храма в окружающей застройке. Это может быть обеспечено не его абсолютными размерами, а за счет богатства объемно-пространственной композиции. Стилистика внешнего оформления храма должна соответствовать церковно-каноническим и региональным традициям, не входить в явное противоречие с современной сложившейся окружающей застройкой.

Надо помнить, что в зрительный обзор строящегося храма попадают все примыкающие и окружающие его городские здания: технические и хозяйственные сооружения, непривлекательная старая типовая застройка или экзотическая современная архитектура, вызывающая у человека чувство раздвоенности, раздражительности и дискомфорта. При выборе места строительства храма следует учитывать допустимый по нормам уровень громкости звучания благовестных колоколов. Колокольный перезвон должен охватывать как можно большее пространство, но вместе с тем, как показывает современная практика, навеска колоколов тяжкого боя в густонаселенном районе создает определенные трудности.

В строительстве соборов в современных городах с плотной застройкой надо руководствоваться оптимальностью и разумностью, рекомендуется строить двухэтажные соборы, в которых на первом этаже располагается крестильня и все подсобные и служебные помещения. Как показывает практика, это позволяет на одну треть уменьшить территорию, необходимую для надлежащего функционирования кафедрального собора.

В СМИ было сообщение, что предполагалось строительство орловского кафедрального собора вместимостью 1,5 тыс. человек и стоимостью 160—180 млн. рублей. Для областного города с населением более 300 тыс. человек, по мнению специалистов,  кафедральный собор должен быть вместимостью не менее 2,5 тыс. человек, а затрат на его строительство потребуется гораздо больше.

В ходе встречи с духовенством Тульской епархии 11 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Если оценивать всю историю России, то можно отметить, что время, в которое мы живем, — особенное. У Церкви никогда не было таких возможностей, она никогда не была такой свободной. Сегодня очень хорошо складываются отношения Церкви и государства; взаимоуважительно, без попыток вмешиваться в дела друг друга, выстраивается диалог, и это очень важно для решения тех задач, которые стоят перед страной». Отсюда можно выразить надежду, что вопрос о возрождении Кафедрального собора в г. Орле найдет поддержку не только православного русского населения, но и государственной власти независимо от партийной принадлежности её руководителей. От того, какой будет Русская Церковь, во многом зависит облик России, сказал Святейший Патриарх и подчеркнул: «Так было всегда: попытались уничтожить Церковь — практически уничтожили страну. Опыт нашей жизни в XX веке показывает, что происходит, когда Церковь уходит с общественной сцены, когда она перестает влиять на жизнь народа, — страна, по крайней мере, применительно к России, исчезает, что и произошло с исторической Россией. Поэтому, я думаю, что мы должны значительные свои силы употреблять в том числе и для того, чтобы сохранять мир, согласие в нашем обществе, единство нашего народа». Строительство кафедрального собора в г. Орле, на прежнем историческом месте станет ярким подтверждением и основой сохранения мира и единства нашего народа. Тем более, учитывая опыт строительства духовно-православного центра «Вятский Посад», под руководством подвижника Русской Церкви о. Илия (Ноздрина) и Божией милости организатора, талантливого и неутомимого православного строителя Геннадия Николаевича Цуркова, можно с уверенностью сказать, что  задача восстановления храма вполне разрешима и может быть осуществлена в ближайшее время. Со стороны власти и общественности необходимо взаимопонимание и желание достойно, с учетом исторического, архитектурного и духовного прошлого обустроить наш город Орел.  

 

Анатолий Иванович Перелыгин – кандидат исторических наук, председатель церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии.