Мятежный и жестокий двадцатый век породил мировые, национальные и религиозные войны, социальные революции, освободительные движения, противостояние двух систем – капитализма и социализма. Россия оказалась в эпицентре и участницей этих событий. По воле истории она пережила величайшие катастрофы: первую мировую войну и революцию 1917 года, Великую Отечественную войну и распад СССР. Все эти трагические события оставили глубокие следы и незаживающие раны в судьбе народов России и Советского Союза. Многие десятилетия, а возможно и столетие потребуется для их врачевания и исправления ошибок прошлого. Первая мировая война и распространение социалистических учений привели к революционным потрясениям 1917 года и гибели Российской империи. Неизбежности русской революции не было. До 1914 года экономика России была на подъеме и входила в пятерку передовых стран по объёму промышленного производства. Численность населения, в том числе и русских - быстро росла. Свержение царя и захват власти либералами-масонами из Государственной Думы, при активном участии Англии и других враждебных России государств, а также предательство военной верхушки, восстание солдат столичного гарнизона и революционно настроенных рабочих - положили начало российской трагедии. В своём дневнике 2 марта 1917 года, в день отречения от престола, последний русский Царь Николай II записал: «Кругом измена, трусость и обман». В октябре власть захватили большевики, при финансовой поддержке Германии и США, во главе с Ульяновым (Лениным) и Лейбой Бронштейном (Троцким), которые окончательно разрушили прежние социально-политические и экономические устои России и погрузили ее в пучину кровавой, братоубийственной гражданской войны. Только для пропаганды своих идей и подготовки государственного переворота, в дооктябрьский период, с февральских событий 1917 года, большевики издавали, включая подконтрольную им профсоюзную печать, около 500 периодических изданий и десятки миллионов экземпляр листовок. На всё это требовались огромные средства, которые были получены не только из внутренних источников, но и с помощью иностранных государств. По данным немецких историков, общая сумма, выделенная только Германией большевикам до и после их прихода к власти, составила 80 млн. марок. А вот что сообщал Р. фон Кюльман статс-секретарь германского МИДа в Берлине в телеграмме № I 925 от 3 декабря 1917 года в ставку кайзера: «Только когда большевики получили от нас <…> устойчивую и постоянную денежную помощь, они смогли создать свой основной орган “Правду”, проводить активную пропаганду и заметно расширить первоначально узкую базу своей партии».
Уверовавшие в коммунистическое учение Маркса-Энгельса, большевики-ленинцы объявили классовую войну и начали утверждать новый социалистический строй, обещая торжество всеобщего равенства и счастья. А то, что в ходе этого решительного переустройства общества было убийство царской семьи и уничтожение династии Романовых, введен красный террор с его массовыми расстрелами заложников, представителей дворянства, офицеров, чиновников, купечества, буржуазии, интеллигенции, священства - рассматривались как неизбежность и результат классовой борьбы в период утверждения диктатуры пролетариата. Русская Православная Церковь и духовенство были объявлены злейшими врагами народа. В качестве доказательства приводились факты установки юнкерами, в дни октябрьского вооруженного восстания в Москве, пулеметов на Тверских воротах, на Спасской башне Кремля, на колокольнях храма Христа Спасителя и Василия Блаженного, а Всероссийский Православный Собор, якобы, возглавлял в это время «борьбу поповщины против советской власти». Возбуждая ненависть против священнослужителей, в печати большевики утверждали, что «церковники вступали в ряды белых армий в качестве агитаторов и проповедников, часто с оружием в руках дрались против рабочих и крестьян». Приводился пример, что «после одного из боев с бандами Деникина под Орлом красноармейцы (в основном латыши, эстонцы, китайцы и т.д. – А. П.) обнаружили возле пулемета убитого попа. Поверх короткого подрясника на нем была одета офицерская шинель. В дни недельного пребывания в Орле частей Деникина многие попы помогали офицерам составлять списки «неблагонадежных лиц», людей, попавших в эти списки, расстреливали или бросали в тюрьмы», а в монастырях Орловской губернии контрреволюционеры хранили оружие [27, с. 6, 7]. Документальных подтверждений этим заявлениям пропагандистов нет. Однако известно то, что когда 13 октября 1919 г. Орел был занят войсками Деникина и белые предложили епископу Серафиму отслужить публичный благодарственный молебен он отказался. Показательно, что именно тогда, 8 октября 1919 г. было опубликовано Послание Патриарха Тихона «О прекращении духовенством борьбы с большевиками», в котором содержался призыв к неучастию священнослужителей в политической борьбе против советской власти [26, с. 163 – 164]. В то же время, после октябрьских событий, советское правительство издало ряд антицерковных декретов, в том числе известный декрет от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства, которые, по их мнению, были полностью проведены в жизнь. Поместный Собор на публикацию декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» постановил, что его издание «представляет собой, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения». В знак протеста против гонений на Церковь в январе 1918 года в Петрограде и Москве верующие провели крестные ходы. По их примеру 2 февраля в г. Орле также был устроен крестный ход, в котором приняло участие до 20 тысяч человек. В то время в г. Орле проживало 80 тысяч человек. По свидетельству очевидцев, участники крестного хода были исполнены религиозного воодушевления и энтузиазма. В тот же день в г. Туле также состоялся крестный ход, который был расстрелян большевиками из ружей и пулеметов. Пытавшихся остановить кровавую бойню, стреляли на месте. В результате происшедшего злодеяния 8 человек было убито и 60 ранено [11, c. 98 – 100]. В г. Орле 2 февраля, вероятно в отместку за крестный ход, солдаты под командой матроса ворвались в епархиальное училище и произвели обыск, который сопровождался неприличной бранью. При этом матрос сильно избил инспектора училища священника И. Д. Соколова и защищавшую его жену. 14 марта отряд матросов под командой товарища председателя Исполнительного комитета Совета Аронова ворвался в здание Петропавловского братства, произвел обыск участников Епархиального съезда, наиболее видных представителей духовенства арестовали и отправили в Совет, откуда, по выяснении личностей, препроводили в каторжную тюрьму, где они провели неделю. В то же время обыск провели в архиерейском доме, а с епископа Серафима (Остроумова) взяли подписку о невыезде. 6 июля 1918 г. чекисты вновь произвели обыск в архиерейском доме и арестовали епископа Елецкого Амвросия (Смирнова). В тот же день под угрозой расстрела чекисты разогнали епархиальное собрание, а епископа Серафима и двух церковнослужителей арестовали. 1 сентября по приказу властей, батальон караульной службы реквизировал здание духовной консистории и выбросил ее архив в сарай и подвал, а часть под открытое небо, где он и пришел в полную негодность. В конце 1918 г. местные власти приняли решение о муниципализации архиерейского дома. Тогда же и пропали музейные коллекции. С этого времени были прекращены легальные заседания церковного историко-археологического общества. 3 ноября1921 г. его председатель епископ Даниил (Троицкий), некоторые свяшеннослужители и миряне были арестованы, а печать Общества изъята [25, c. 24].
По всей Советской России новая власть проводила экспроприацию церковных и монастырских земель. В результате, государству было передано 827550 десятин монастырской земли. У монастырей было конфисковано на 4 млрд. 248 млн. рублей капиталов, национализировано 84 завода, 436 молочных фермы, 602 скотных двора, 1112 доходных домов и много другого имущества. К 1920 году на территории Советской России было ликвидировано 673 монастыря [27, c.5].
Изъятие церковных и монастырских земель происходило и в Орловской губернии, где по данным изданной Союзом Воинствующих безбожников брошюры «Социалистический труд и религия», им принадлежало 378500 десятин земли [22]. В газете «Орловский вестник» от 8 ноября 1917 года автор статьи «Около земли» писал: «Жажда крестьянская к земле достигла своего апогея. Сколько бы не изобретали мер к планомерному и постепенному распределению земли все меры недействительны. В деревне всё превратилось в один клич: «Земли, земли!»... Но не так ещё страшно будет, когда крестьяне возьмут только землю. Помилуй Бог, если большевистская пропаганда дойдет до деревни. Может погибнуть много ценных имений, а у крестьян коренится мысль ещё с 1905 года, «разорить гнездо – птицы не воротятся»… . И вот опасения подтвердились. Большевистская пропаганда охватила не только города, но и пришла в деревню.
В Орловской губернии до революции насчитывалось 903 приходских храмов, не считая домовых церквей и часовен, а также 17 монастырей [9, c.14; с. 373]. С 1917 по 1923 годы было закрыто 26 православных храмов, из них в г. Орле – 17.
27 августа 1920 г., было издано постановление СНК «О ликвидации мощей», согласно которому местные исполкомы обязывались «последовательно и планомерно проводить полную ликвидацию мощей». В г. Болхове, по распоряжению власти были вскрыты и бесследно исчезли мощи одного из выдающихся Глинских старцев апостола Алтая, переводчика Библии, настоятеля Болховского монастыря преподобного архимандрита Макария (Глухарева), много сделавшего и для просвещения Орловской земли [3, л.2]. Ранее, 3 июля 1919 года в г. Мценске местные власти надругались над находящимися в монастыре мощами святого Кукши, а потом решили взять древнюю скульптуру – икону святого Николая Угодника и бросить его в реку. Такие действия представителей власти, во главе которых был еврей вызвали возмущение: собралась тысячная толпа, в ответ нападавшие дали три выстрела и уехали [8, с. 211]. В 1919 году мощи святого Тихона Задонского также были изъяты у церкви и переданы в музей [4, л. 83].
Тогда же в Орле начали громить Успенский мужской монастырь. В 1921 году постановлением президиума губисполкома в Орле закрыли Христорождественскую церковь женского монастыря, которую передали под клуб рабочего городка, и Тихвинскую церковь. К концу 1923 года богослужения во всех 5 церквях женского монастыря были прекращены. Закрытие церквей повсеместно происходило и в уездах губернии [5, л.16]. Все они переоборудовались под культурно-хозяйственные нужды [6, л. 50]. Развращенные призывами Ленина «Грабь награбленное», невежественные массы растаскивали имущество богатых, жгли дворянские усадьбы, грабили монастыри, оскверняли храмы и убивали священнослужителей. По воспоминаниям Екатерины Комягинской, которая в декабре 1920 года была еще в малолетнем возрасте, её дядя – священник Арсений Васильевич Комягинский и дедушка – дьякон Василий Николаевич Комягинский были зверски убиты большевиками. По её словам, она пошла к ним, чтобы получить от них угощение, что-нибудь вкусное. В это время в церкви проходило богослужение. Вдруг в храм ворвались пьяные мужики человек 20-25 с палками, схватили дядю и дедушку и стали их избивать палками, а потом потащили к пруду, разбили лед топорами и там обоих утопили. Они хватались за лед, а их били по рукам и они утонули. Я всё это видела своими глазами, плакала и убежала домой. Произошло это событие в церкви Обновления храма Воскресения Христова, села Долбенкино, Дмитровского уезда, Орловской губернии. С началом революции убийства священников происходили и в других населенных пунктах и городах губернии. Священник Григорий Рождественский из села Цветынь Орловского уезда, был избран духовником семинарии накануне смерти, 3 сентября 1917г., убит грабителями [10, c. 289-290]. 2 ноября 1917 года грабители убили священника села Ближняго-Ильинского, Болховского уезда Федора Афанасьева. 4 апреля 1918 г. убит св. Василий Лебедев с. Сетное Севского уезда (ныне Брянская область), а его жену бандиты убили по дороге на станцию Михайловский хутор. На смерть священника Василия Лебедева Орловские епархиальные ведомости отозвались с горечью и прискорбием: « Это был глубоко религиозный и прямолинейный священник-патриот. Он в самом расцвете сил нашел свою Голгофу, как новый русский священномученик » [17, с. 226-227].
21 июня 1918 года злоумышленники застрелили священника с. Дровосечное Малоархангелького уезда Василия Осипова [18, c. 424]. Также были убиты: о. Михаил Тихомиров в городе Ельце, игумен Гервасий - настоятель Брянского Свенского монастыря, а при нападении 25 июня 1918 года на дом священника с. Троицкого-Кудинова Ливенского уезда Михаила Петровского, уходя, грабители бросили бомбу и убили его девятилетнюю дочь, сам Петровский в это время был арестован большевиками и находился в городе Ливны [19, с. 390; с. 411 – 412]. В то же время в Орловский центральный работный Дом были заключены монахи Бело-Бережской Пустыни игумены Корнилий и Маврикий, а также иеромонахи Ипполит, Климент, Иоасаф и Павлин, позже были освобождены по амнистии 9 (22) ноября 1918 г. [20, с. 573].
26 апреля 1918 года, на пасхальную неделю, в с. Усть-Нугрь Болховского уезда объявился отряд красноармейцев, около 70 человек, с пулеметами. Окружив усадьбу св. Иоанна Панкова они ворвались в дом и выстрелили ему в голову, а затем искололи его штыками. Вместе с ним убили двоих его сыновей: Николая, офицера вернувшегося с фронта, и Петра, ученика 2 класса духовной семинарии, который успел выбежать на улицу, где его сразила пуля. Убиты были также крестьянин, пришедший к священнику, чтобы договориться о свадьбе и юноша, случайно пробегавший около усадьбы. В живых оставили только престарелую тещу отца Иоанна. Имущество священника было разграблено и частично увезено, а над дарохранительницей красноармейцы надругались [21, с. 285 – 286]. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года они были прославлены: иерей Иоанн Панков как священномученик, а его сыновья Николай и Петр – мученики, празднование дня кончины которых приходится на 26 апреля по старому стилю [23, с. 76 – 79]. Насилие быстро распространялось по всему Орловскому краю. 13 января 1918 года крестьянами села Коростовки Севского уезда был разгромлен винный склад близ села Витич. При этом в столкновении с охраной склада погиб один из солдат-погромщиков. Односельчане решили похоронить его с особыми почестями. По их требованию священник отслужил заупокойную литургию. Присутствующие при этом пьяные крестьяне хотели запеть «Марсельезу». Священнику с большим трудом удалось отговорить их от кощунства. После литургии ему было заявлено, что похороны состоятся в церковной ограде. Священник предложил комиссару и отцу убитого отказаться от своего намерения, так как для этого нужно было разрешение епископа, но те уперлись: «Земля наша, где хотим, там и хороним! А если Вы, батюшка, не пойдете служить погребения, то мы заставим вас сделать это под штыками». Священнику пришлось уступить. Похороны представляли собой нечто ужасное: беспорядочный трезвон колоколов, выстрелы, пение революционных песен пьяной толпой.
О произволе и жестокости, нередко переходящей в дикую вакханалию свидетельствует событие происшедшее в ночь на 28 ноября 1917 года в с. Добруни Севского уезда (ныне Брянской области), где солдаты и крестьяне разгромили домовую церковь и барскую усадьбу Подлиневых. С криком "Бери ковры, будет тут "игоготникам" топтаться!" крестьяне топорами подрубили престол, растащили сосуды и ризы, а затем подожгли дом и церковь. Но этого им показалось мало. Они вытащили из могил, тут же около церкви погребенные, трупы владельцев Подлиневых. Истлевшие останки владелицы: голову, руки, ноги - разбросали; а труп владельца, сохранившегося в целости раздели, положили на солому и подожгли. " Как свинью палили" - говорили православные. При этом били палками по животу и выдирали усы. Затем его тут же неглубоко зарыли, а цинковый гроб утащили... [12, с. 150 – 151]. Позже, подобная участь постигла и захоронение поэта с мировым именем А. Фета-Шеншина в храме села Клейменово, останки которого выбросили из склепа, и только по указанию из Москвы вновь их собрали и захоронили. Впоследствии, с повсеместным закрытием и разрушением церквей, сносились церковные кладбища на которых, как правило, хоронили многих достойных, заслуженных и почитаемых православных прихожан. С осквернением и ликвидацией местных церковных кладбищ, была нарушена преемственная связь поколений, потомки которых навсегда потеряли возможность посетить и поклониться могилам своих предков. В наши дни, эти кладбища стали местом разграбления современных вандалов, «черных копателей». Но почему же жители русских сел допустили такое святоатство, молча терпели и не оказали сопротивление хулиганским действиям местных властей. По воспоминаниям очевидцев событий того времени, они боялись репрессий советской власти. В души народа вселился страх. Люди опасались идти на церковные кладбища и посещать могилы родственников. Они помнили, как на их глазах происходили чудовищные преступления в годы гражданской войны, страдания и гибель многих людей.
От воцарившейся на российских просторах вседозволенности и безнаказанности, душегубства и разрушительства страдали не только люди – живые и мертвые, но и вполне невинные, бессловесные животные. Например, в 1918г., в Малоархангельском уезде местные крестьяне поймали быка и живьем сдирали с него шкуру, при этом от души радовались, а в Орловском уезде крестьяне облили керосином породистую лошадь за то, что она буржуйская, и подожгли [13, c. 18]. Здесь уместно привести слова великого русского историка, Ключевского, который сказал: “Конец русскому государству будет тогда, когда разрушатся наши нравственные основы, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Преподобного и закроются врата Его Лавры”. Великие слова, ставшие ужасными! Основы были разрушены, врата закрыты и лампады погашены. Россия погрязла в мерзости всяческих злодеяний.
Гонения большевиков против Русской Православной Церкви встретили резкое осуждение иноверных и инославных духовных руководителей. Пастырь евангелической церкви Вольтер, настоятель Армяно-Григорианской церкви Тер-Григориан, мусульманин Девлеканов, еврейский раввин Каценеленбоген – все, как один, высказали свое порицание политике Совета Народных Комиссаров по отношению к Православию [14, с. 64]. В обстановке жестоких гонений, издевательств и диких расправ происходили удивительные случаи добра и милосердия со стороны иноверцев. Например, 9 ноября 1917 года Одигидриевский мужской монастырь Уфимской губернии Белебеевского уезда был совершенно разгромлен русскими крестьянами. Разгром продолжался несколько дней. Разграбили старый храм, а новый храм остался цел, благодаря одному солдату татарину, который из тысячной толпы подбежал к наружным дверям церкви и закричал: «Что вы делаете? Бога хотите грабить! Я никого не пущу в церковь, а кто первый полезет, тот смерть получит!». Так сей добрый мусульманин с простертыми руками все время стоял у дверей храма [15, c. 53].
Зачинщиками подобных действий, как правило, были солдаты и матросы, уголовный элемент, проникавший, благодаря своей дерзости и «революционности», в местные органы власти. Власть захватили люди с уголовным складом ума. По свидетельству орловского сельского священника, который подписал свой дневник инициалами М. П., еще в марте 1917 года с фронта, в деревни стали валом валить солдаты - дезертиры. «Карты, самогонка, у солдатки Кучерявки веселый дом. Проповеди в храме встречаются смехом, злобой, угрозами». В марте начались выборы в разные комитеты, управы. «Из панов и попов никого», с каждой почтой – масса социалистической литературы. На исповеди солдаты ведут себя «развязно»… В колокольне устроили пляску. В апреле запретили причту пахать яровое поле. В волости – чуть не каждый день заседания, митинги. Из общественных учреждений ушла вся местная интеллигенция. В окно волости чуть не выбросили председателя управы, помещика с высшим образованием. Весь местный отстой, навоз, воры и каторжане получили выборные места. 1 июня 1917, отмечает священник в своем дневнике, «на улицах – всевозможные песни, брань, хулиганство». 25 июня появился матрос из большевиков Шуров: «7 лет не говел. Какой там Бог». Он кричал: «Выносите иконы, а то печку растопляйте ими…». 6 августа – митинг в кредитке, на котором оратор из Петрограда призывал: «Попов гоните в шею». 27 августа проводят собрание в кредитке, разбирали жалобы прихода на причт. Кричали: «Убить их, растерзать, покончить самосудом, затворить храм». 8 сентября матрос Шуров в соседнем храме сделал роги священнику… . Начались разбои, грабежи. Самогонка льется рекой. В сентябре – декабре священнику приходят анонимные письма: «Готовься к смерти», «сожгем». В школах нет никакой дисциплины. Ученик выругал учителя, а подошедший отец добавил. [16, с. 410, 412].
Но кто же был ответственен за то, что происходило в России.
Максим Горький в брошюре «О русском крестьянстве» упрощенно ответил: «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа». «Недавний раб» - заметил в другом месте Горький – стал «самым разнузданным деспотом, как только приобрел возможность быть владыкой ближнего своего». Итак, русский писатель, не только сочувствующий русскому коммунизму, но и имевший с ним прямые связи, снимает ответственность с творцов террористической системы и переносит ее на темноту народную. «Едва ли есть надобность защищать русского крестьянина и русского рабочего от клеветы Горького: темен русский народ, жестока, может быть, русская толпа, но не народная психология, не народная мысль творила теории, взлелеянные большевистской идеологией… справедливо отмечает в книге «Красный террор в России…» историк С.П. Мельгунов. По словам известного старца схиархимандрита о. Илия (Ноздрина), приход к власти большевиков во главе с Лениным положил начало политики «геноцида русского народа».
Последствия гражданской войны и засуха, охватившая в 1921 – 1922 гг. 35 губерний с населением 90 млн. человек, стали причиной голода и гибели миллионов людей. Используя великий голод, вожди большевистской революции решили нанести смертельный удар по Православной Церкви. 23 февраля 1922 г. по предложению Троцкого Президиум ВЦИК принимает Декрет «О порядке изъятия церковных ценностей», который обязывал местные органы власти в месячный срок изъять из церковных имуществ все драгоценные предметы, в том числе и богослужебные. Патриарх Тихон изъятие богослужебных предметов назвал святотатством. Тем более церковь сама предлагала и собирала церковные ценности в помощь голодающим. В ответ на заявление патриарха Советское правительство усилило репрессии. За время изъятия ценностей произошло 1414 кровавых столкновений, сотни убитых, тысячи раненых и арестованных. Только в течение 1922 – 1923 гг. были убиты 2691 священник, 1962 монаха и 3447 монахинь [1, c. 69]. А общее число жертв среди духовенства и мирян, стоявших вне гражданской войны, с октября 1917 г. по конец 1921 г. превысило 10 000 человек. Сюда не входят священники, погибшие в рядах белого движения [2, с. 43; с. 12].
В Орловской губернии было изъято 688 пудов 15 фунтов 9 золотников 61 доля серебра, 7 фунтов 10 золотников 66 долей золота и 15 пудов 32 фунта 75 золотников меди и большое количество камней. На всю эту операцию власти израсходовали более 90 тыс. рублей. Против священников, кого подозревали в укрытии ценностей, власти организовали судебные процессы. В 1922 году в Орле проходил показательный процесс над епископом Орловским Серафимом, викарным епископом Елецким Николаем и активными верующими. Подсудимые виновными себя не признали. Однако решением губернского Ревтрибунала они были осуждены к тюремному заключению [7]. Церкви были разграблены, как и приказал Ленин» с беспощадной решительностью» и «в кратчайший срок». В обстановке массовых репрессий и многочисленных убийств по приговорам революционной власти, многих священников и мирян охватил страх. В наше время, можно признать, что классовые войны, огромные военные потери, многомиллионные аборты и всевозможные идеологические и социальные эксперименты, реформы и перестройки довели русский народ до духовного и физического истощения. Революция с ее социальными экспериментами была проведена не только зря, но и с огромными потерями для Русского Мира, поэтому отказ от коммунистического пути был естественным и правильным, но недостаточно последовательным. Его разрушение, по признанию одного из зачинщиков новой России Анатолия Чубайса, привело к созданию, таких экономических и социальных отношений, которые он сам охарактеризовал как - «бандитский капитализм». Поэтому предстоит огромная работа по созданию подлинно социального государства в интересах народа, в основе которого должна быть высокая духовная нравственность, заповеданная нам самим Богом. Для построения естественного, нормального общества необходимо освобождать сознание народа от ложной трактовки русской истории, ее героев. До наших дней, по словам, в недавнем прошлом директора Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенанта службы внешней разведки, кандидата исторических наук Л.П. Решетникова: «Практически во всех населенных пунктах нашей огромной страны натыканы изваяния этого экстремиста (Ленина – А. П.), единственным конкретным делом которого было перевертывание России вверх дном и ввержение ее в многолетнюю гражданскую войну с последующей нескончаемой беспощадной борьбой коммунистической власти с «врагами народа». … Имена и прозвища палачей и террористов прочно вошли в нашу жизнь и не собираются уходить из нее и сегодня, порождая самые уродливые формы исторической шизофрении» [24, с. 27 – 28]. Не менее резко и жестко сказал о главном российском революционере будущий лауреат Нобелевской премии по литературе И. А. Бунин в речи «Миссия русской эмиграции», произнесенную в Париже 16 февраля 1924 года: «… Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?».
Сегодня можно сказать, признав ошибки прошлого, тем самым, проявив мудрость, мы получим надежду на возрождение Православной России. Советское государство, отступившее от Церкви, погибло. Потому что, как отметил Президент Владимир Владимирович Путин в интервью американскому режиссёру Оливеру Стоуну, проблема заключалась в том, что созданная система «сама по себе была негодная», и она привела к тому, что «после развала Советского Союза 25 миллионов русских людей в одну ночь оказалась за границей, и это реально одна из крупнейших катастроф XX века». Уроки прошлого требуют от нас огромной ответственности и высокой морали в наших мыслях и поступках, когда вопрос стоит о будущем нашей страны и всего народа. По словам Президента В. В. Путина: «Мы не должны допустить ожесточения в обществе». А для этого необходимо своевременно и оперативно пресекать преступную деятельность среди работников государственных органов, бизнеса, а также демагогические призывы некоторых представителей политических партий, разжигающих идейно-политическую, социальную и национальную рознь, подстрекающих и толкающих различные слои общества на путь недовольства, ненависти и гражданской войны. 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня и 10-летия воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата, к собравшимся в храме Воскресения Христова Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в Москве обратился Владимир Путин. По его словам, осознание общности целей, «главная из которых — благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом, и есть тот ключ, который помогает преодолевать разногласия». «Мы должны помнить — сказал он, — и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать её целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое. Мы знаем, как хрупок гражданский мир, — теперь мы это знаем, — мы никогда не должны забывать об этом. Не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов. Именно поэтому наша общая обязанность — делать всё от нас зависящее для сохранения единства российской нации». Президент РФ Владимир Путин, выступая на праздновании Дня народного единства в Крыму, 4 ноября 2021 года, который был учрежден им самим в начале своего президентства, как альтернатива 7 ноября для примирения красных и белых, дал понять что любое деление россиян — по национальному, материальному или политическому признаку — неприемлемо. «Были периоды, когда единство народа подтачивалось тяжелейшими историческими событиями и испытаниями. Такими, как революция 1917 года и новая страшная смута — Гражданская война. В 1920 году совсем недалеко отсюда отправлялись пароходы, увозившие тех, кто покидал родину, уходил в эмиграцию. Безусловно, большинство из них было патриотами России и искренне любило ее. Так же, как и те, кто остался, чтобы строить новую страну и, как они думали, лучшую жизнь», — отметил Путин. Президент возложил цветы на мемориальном комплексе, открытом в апреле по его инициативе и посвященном окончанию Гражданской войны. Путин заявил, что сейчас страна «вновь обрела историческое единство». В своей речи в Севастополе, Путин призвал всех россиян к пониманию того, что нам следует прекратить гражданскую войну в головах, деление на красных и белых, выяснение, что было лучше — Российская империя или СССР. А взяться за руки и строить новую Россию».
Таким образом, исходя из исторического опыта прошлого, важно понять, что власть должна быть компетентна и профессиональна; выражать интересы народа, своевременно проводя необходимые реформы и строго соблюдая законность; укреплять атмосферу справедливости в обществе и доверия граждан к органам государственной власти и самоуправления. Недопустимо, когда одна часть общества живет за счет другой ее части: присваивает и расхищает природные ресурсы, общенародную собственность, обогащается и переводит приобретенные средства за границу, открывает банковские счета, покупает недвижимость и получает иностранное гражданство на случай бегства из страны. Сегодня необходимо решительно давать отпор всем радикальным, экстремистским действиям, так называемых «либеральных», компрадорских, националистических, религиозных тоталитарных сект и движений, а также различных антигосударственных сил, которые не гнушаются использовать финансовую и политическую поддержку враждебно настроенных против России иностранных государств. Грамотное и твердое управление государственных органов власти, сформированное из патриотически убежденных работников, опора на Русскую Православную Церковь и традиционные конфессии, поддержка общественных организаций - важное условие сохранения единства и развития России.
Список литературы:
3.Государственный архив Орловской области (ГАОО). Орловский областной комитет КПСС. Ф. П-52. Оп. 1. Д. 765. Л. 2.
4.ГАОО. Отдел Орловской областной администрации по связям с религиозными и общественными организациями. Ф. Р-3660. Оп. 1. Д. 5. Л. 83.
5.ГАОО. Исполнительный комитет Орловского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Губисполком). Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 638. Л. 16.
6.ГАОО. Административный отдел Орловского окрисполкома (Окрадмотдел). Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 66. Л. 50.
7.Земледелец и рабочий. 1922. - 21, 23 июня.
8.Неизвестная Россия. XX век. Книга вторая. М.: Историческое наследие, 1992. – С. 211.
9.Орловские епархиальные ведомости.-1917.-№ 20-21.-21 мая.- С. 14; Православные русския обители. Репринтное издание. Санкт-Петербург. Изд-во «Воскресение».-1994. – с. 732.
10.Орл. еп. Вед. – 1917. - № 36 – 37. – С. 289 – 290.
11.Орл. еп. Вед. 1918.-№ 3-4. – С. 98-100; Захарова Л. Расстрел крестного хода в Туле в 1918 г. //Тульские епархиальные ведомости.-2000.-№ 1.
12.Орл. еп. Вед. – 1918. - № 7-8. С. 150-151.
13.Орл. еп. Вед. – 1918.- № 1. С.18.
14.Орл. еп. Вед. – 1918.- № 3-4. 1-15 февраля. - С. 64.
15.Орл. еп. Вед..-1918.-№ 2.-С. 53.
16.Орл. еп. Вед. 1918.-№ 16.-С.410,412.
17.Орл. еп. Вед.-1918. - № 10. – С. 226 – 227.
19.Орл. еп. Вед. – 1918. - № 15. – С. 390; 1917. - № 44 – 45. – С.411 – 412.
20.Орл. еп. Вед. – 1918. - № 24. – С. 573.
21.Орл. еп. Вед. – 1918. - № 11. – с. 285-286.
22.Орловская правда, 1941, 29 мая.
23.Перелыгин А. И. Святые мученики Болховского уезда // Московская патриархия.-2004.-№1.-С. 76-79.
24.Решетников Л. П. Слом русского национального кода в 1917 году /Столетие великой русской катастрофы 1917 года. – М.: РИСИ, ФИВ, 2017. - 192 с.
25.Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Вып. 1 (4). – Орел, 1999. – С. 202.
26.Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 – 1943.Сборник в двух частях. Составитель М Е. Губонин. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института. - 1994.- 1064 с.
27.Соколов В. Антинародная деятельность церковников. Издательство Обкома ВКП (б) и Областного Совета депутатов трудящихся. Орел, 1940. - 17 с.
Перелыгин А. И., кандидат исторических наук, председатель церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии, член Орловского отделения «Объединения православных ученых».