«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.» (Мф. 5: 5).
Почему для христианина так важна добродетель кротости? Почему Господь любит кротких и обещает им великие блага? И что же такое кротость? Кротость – это не есть слабость, а наоборот, свойство людей сильных, она присуща великим людям. Кротость в человеке проявляется в его незлобии, безгневии, умении владеть собой, не отвечать обидчикам на зло. Проявляется она прежде всего во внешнем поведении человека, когда он может молча перенести обиду. Каждый христианин должен стремиться к стяжанию этой добродетели, не только внешней проявляющейся, но и внутренне иметь кроткое сердце, чтобы быть образом и подобием Божиим, потому что Господь говорит: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.» (Мф. 11: 29). Кроткий, послушливый, незлобивый человек соблюдает мир в душе, а только в мирном сердце живёт Бог. «И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лицо своё милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?» (3-я Царств: 19: 11-13). Господь Иисус Христос показывает нам Своим примером, что значит быть кротким и является образцом кротости для нас: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы.» (Мф. 12: 18-20). Он с кротостью и смирением претерпел все страдания, оскорбления от книжников, фарисеев и других. Но в этом проявилась не Его слабость, а Его сила, потому что Он пошёл на это добровольно из любви к нам. «Ибо хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нём, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.» (2-е Кор. 13: 4). А гнев – это наоборот, проявление слабости душевной, человека, не умеющего владеть собой: «Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека.» (Сир. 1: 22). Кротость является украшением души, показывает её высоту и угодна Богу. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1-е Петра 3: 3-4). «Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе.» (Сир. 26: 17).
Господь любит кротких и избирает их. Например, нам известно из Библии, что Иаков, избранный Богом, был человеком кротким, а его брат Исав не был кротким, он, напротив был гневливым. «и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. (Быт. 25: 27). Как известно, Иаков оказался сильнее Исава и взял его первородство, Исав же проявил слабость, продав первородство за чечевичную похлёбку. «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же своё первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» (Быт. 25: 30-32). «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.» (Быт. 27: 41). Господь из двух братьев избрал именно кроткого Иакова: «как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».» (Рим. 9: 13).
Далее, Господь избрал Моисея, чтобы он вывел народ Израиля из Египта, через него же дал заповеди Израилю. Нам известно, что Моисей был человек самый кроткий на всей земле, и за это его избрал и возлюбил Бог: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.» (Чис. 12: 3), «возлюбленного Богом и людьми Моисея, которого память благословенна. Он сравнял его в славе со святыми и возвеличил его делами на страх врагам; Он его словом прекращал чудесные знамения, прославил его пред лицем царей, давал чрез него повеления к народу его и показал ему от славы Своей. За верность и кротость его Он освятил его, избрал Себе из всех людей. (Сир. 45: 1-4). Царь и пророк Давид, избранный Богом, также был человеком кротким и смиренным. «Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго.» (Псалом 131: 1).
Вот как важна кротость, и как она благоугодна Богу: «ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему – вера и кротость.» (Сир. 1: 27). Кротких любит Господь. «Поспешите к кротости, слыша, как она ублажается, слыша, что Духом Святым говорит о ней нелживый Исаия. «На ком упокою взор? Глаголет Господь: Токмо на кротком и молчаливом и трепещущаго словес Моих» (ср.: Ис. 66, 2).» Преподобный Ефрем Сирин. Кротость – это один из плодов Духа Святого: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 22). И христианину нужно обязательно стремиться к кротости и просить её у Бога.
Кто-то скажет, не так-то просто проявлять кротость, когда тебя обижают. Да, конечно нелегко, но нужно стремиться к этому, хотя бы во внешнем поведении сначала. Так как внешнее поведение очень важно для христианина, об этом говорят святые и Сам Господь. Нужно пытаться сдерживать гнев: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Быт. 4: 7). Христиане должны заботиться о Славе Отца Небесного и проявлять кротость, доброжелательность для начала хотя бы внешне, ради имени Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 16). «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.» (Флп. 4: 5). Для начала хотя бы не согрешать в слове, проявлять терпение, это тоже очень хорошо. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». (Иак. 3: 2). Как жена кроткая - украшение своего мужа, так и христиане, проявляющие кротость, славят Господа, так как Церковь – это Невеста Христа: «красота жены веселит лице и всего вожделеннее для мужа; если есть на языке ее приветливость и кротость, то муж ее выходит из ряда сынов человеческих.» (Сир. 36: 24-25). Да и себе, мы этим большую пользу принесём, потому что Господь, видя наше доброе произволение, подаст и в сердце мир, а злоба и раздражение очень вредят душе. Кротость и смиренномудрие – это есть путь к смирению, такой необходимой добродетели, которая возводит человека к Царству Небесному. И если, пока нет этого в сердце, то внешнее кроткое поведение является шагом к этому: «Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим.» (Псалом 24: 8-9). Не важно, каков другой человек, как он поступает, нужно смотреть на себя, потому что «каждый от своих дел или прославится, или постыдится», а другой человек будет отвечать перед Богом за себя. Господь призывает нас «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.» (Тит. 3: 2). «Как тот, кто злопамятствует против ближнего, не допускает, чтобы он сам был освобожден от наказания за собственные грехи, так чистый от гнева скоро будет чист от своих грехов». Святитель Василий Великий.
Очень часто люди, имеющие против нас что-то, тут же смягчаются, если ответить на их зло кротко. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Рим. 12: 21). Так, можно погасить, например, гнев начальника за ваш проступок на работе: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.» (Еккл. 10: 4). «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. (Кол. 3: 12-13). Имея твердое упование на Бога и веру в Обетования Божии, какие Господь обещает кротким, так как мы призваны к этому, будем ставить любовь превыше недостатков человеческих: «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» (1-Петра 3: 9). И, безусловно, надо всегда призывать Господа в молитве, особенно, если внутри появляется гнев, можно в этом время начать читать молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.»: «ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). «Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.» (Псалом 24: 20- 21).
«Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Ещё немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.» (Псалом 36: 8-11).
«Я́ко благоволи́т Госпо́дь в лю́дех Свои́х, и вознесе́т кро́ткия во спасе́ние.» (Псалом 149: 4).