В рукописной книге «Ведомость церквей Орловского уезда 1755 года» говорится о церкви села Сретенье-на-Рыбнице, именно так называлось это село в XVII-XVIII веках. Заселено оно было в начале XVII века однодворцами, «служилыми» - военными людьми с семьями, которые, по словам старожилов, прибыли в эти края с «далёкого севера». Среди жителей села многие имеют распространенную на севере Европы наследственное заболевание известную как контрактура Дюпюитрена, когда происходит перерождение ладонного апоневроза. При этом наследственном заболевании пальцы согнуты к ладони, и их полное разгибание невозможно. По словам доктора исторических наук Николая Борисова, в конце XV века великий князь Иван III организовал насильственное переселение тысяч жителей Новгорода на юг, в московские земли. Те из них, кому больше повезло, получили поместья; другие пополнили собою население городов-крепостей на Оке, где почти каждый житель был одновременно и воином-пограничником. Доктор политических наук Дмитрий Цыбаков, уроженец города Орла, считает, что сомнительно, чтобы первыми поселенцами будущего Орловского края были именно новгородцы и именно в конце XV века. Между присоединением Новгорода и присоединением территории будущей Орловской области прошло 25 лет, а Мценск вернулся в родную гавань только в 1505 году. Кроме того, поселять воинских людей на южной границе тогда особенного смысла не имело, т.к. Крым до 1510-ых годов являлся союзником Москвы. И потом вплоть до сражения при Судбищах первые редкие форпосты русских находились только на реке Зуша - Мценск и Новосиль. И еще Карачев - но это уже лесная зона. А южнее и юго-западнее стали строить города только в 1560-е годы. Вот тогда здесь и могли оказаться среди других поселенцев - вологодцев, ярославцев и кого угодно и новгородцы, но уже по большей части не природные, а в том числе и вероятные потомки переселенцев из Москвы или Твери в Новгород, которых туда отправили при Иване III за 80 лет до основания Орла.
Согласно 6-й ревизской сказке от 28 декабря 1811 года, с Пятницкой слободы города Орла, выселились хуторами в село Сретенье, Хуторы, Становой Колодезь однодворцы Ставцевы, Перелыгины, Сырцевы, Ступины, Ветровы с их крестьянами, которые жили с ними одним двором, где им и были предоставлены участки земли. Родственные связи однодворцы создавали в рамках своего сословия. Браки с крестьянами были редки. Такие браки считались не по чину. Поэтому роднились с жителями села Большая Куликовка или с жителями тех сел, где проживали однодворцы.
Перелыгина Ксения Прохоровна (в девичестве Сырцева). Фотография 1912 года. 18 лет.
Церковь села Сретенье, вспоминала еще в 50-е годы XX века старейшая жительница села Перелыгина Ксения Прохоровна, была построена по инициативе священника Михаила Семова, целовальника, старосты и других достойных людей села того времени. Средства на строительство собирали всем миром, заготавливали известь, обжигали и завозили кирпич. Место для строительства церкви выбрали на «высоком берегу Рыбницы, недалеко от впадения в нее оврага». В 1741 году она была построена и в 1742 году впервые указана в списке действующих церквей. Построенный православный храм, с применением архитектурной конструкции купола на парусах, отличался внешней красотой и богатством внутреннего убранства. Примером может служить построенный в VI веке шедевр византийской архитектуры - собор Святой Софии в Константинополе. С принятием христианства на Руси в церковном строительстве, под влиянием византийских зодчих, складывалась система купола на парусах. Па́рус в церковной архитектуре — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата, и символизирует небесный свод. На парусах – элементах, на которых держится купол, древние церковные живописцы изображали четырех евангелистов. Создание такой конструкции требует высокого мастерства строителей, а потому такие храмы довольно редки и являются ценными памятниками истории и культуры. Построенный храм в селе Сретенье, посвятили двунадесятому празднику во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Сретения Его в Иерусалимском храме. В 1755 году при церкви было 45 приходских дворов. В 1841 – 1862 гг. церковь капитально перестроили.
Всю статью можно прочитать скачав этот файл
Церковь Сретенье.docx