8 (4862) 59-20-63
gymnasium@vposad.ru

Как прожить Великий пост вместе с детьми

05 марта 2018

Как сделать так, чтобы вся семья, как «единая душа», жила церковной жизнью? Нам, жителям мегаполиса, оторванным от традиций, это кажется особенно тяжелой задачей. И задача эта действительно не из легких.

«Нередко приходится изумляться, встречаясь со случаями, когда у очень духовных, религиозно хорошо образованных лиц дети не знают ни Евангелия, ни церковной жизни, ни богослужения... Мать ходила по церквам, по батюшкам, а пуще по матушкам, строго соблюдала посты, мечтала об аскетизме и воздержании, а дети выросли религиозными дикарями, ничего не знающими... о мире, в котором старалась жить их родная мать», — писал протоиерей Глеб Каледа.

Если мы говорим о праздниках, будь то Рождество, Пасха,Троица, именины, то принести в дом церковное торжество представляется делом разрешимым. В конце концов, достаточно нарядить елку и попасть на праздничное богослужение — вот уже и праздник, в который включены все члены семьи.

В некоторых церковных семьях даже малыши постятся довольно строго, в некоторых — не едят только мяса или только сладкого. Для нас, взрослых, это ограничение в пище органично вплетается в представление о том, что наступило особое время, резко выделяющееся из всей остальной жизни года. Время покаяния, очищения, время тихой радости и молитвы, когда мы живем не так, как обычно. Настроиться на этот особый лад, оставаться собранными и внимательными нам помогают Канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров и другие богослужения. Но наши дети не получают всего этого или получают слишком мало. А дом продолжает жить обычной жизнью. И время поста для детей зачастую оказывается никак не выделенным.

А между тем сделать так, чтобы жизнь всего дома следовала жизни Церкви, вполне возможно.

Глеб Каледа говорил о важности внешнего вида дома, в котором воспитываются дети, для формирования ритмичности жизни семьи.

— В семье моих родителей иконы домашнего иконостаса мама покрывала широким кружевом, и утром в понедельник первой седмицы Великого поста эти украшения были черного цвета, — рассказывает многодетная мама Анна Сапрыкина. — Мы, дети, учились в обычной светской школе, в которой нас ждали будни, ничем не напоминающие о посте. И эти кружева, как и молитва Ефрема Сирина после утреннего правила, настраивали нас на «ритм поста», и даже по дороге в школу мы шли как-то тише обычного. Уже одни эти черные кружева на иконах значительно меняют общее впечатление дома, а торжественная смена будничных лент на черные, а потом — в Великую субботу — на красные способствует переходу на «особое время».

Хотя у нас есть православный настенный календарь, в нашей семье родилась традиция делать особый календарь именно для Великого поста. Сейчас такой календарь начали делать многие наши друзья; идея оказалась популярной, ее подхватили и православные сайты. С помощью такого календаря пост тоже становится «наглядным», будет «разбит» на определенные этапы, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее». Дети сами делают календарь, поэтому лучше могут запомнить и освоить его содержание. В календаре хорошо видно, сколько длится пост, как называются недели поста, в чем их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников.

В Греции к посту делают особую куклу — Киру Саракости, Госпожу Поста. Это тоже такой своеобразный «календарь», который считает недели Великого поста. Греки изображают Госпожу Поста как простую женщину или как монахиню. У Госпожи Поста нет ушей — чтобы не слышать сплетен, и нет рта — чтобы не есть. На груди у греческой православной куколки — крест, ее ручки молитвенно сложены или скрещены. Крест может располагаться и над головой Киры Саракости — как знак ее благочестия. Так греки символически показывают этой куколкой правила поведения в Великий пост. А еще из-под юбки Госпожи Поста высовывается семь ног, которые символизируют семь недель Великого поста — по одной ножке на каждую. В субботу истекшей недели отрезают одну ножку, в Великую субботу отрезается последняя. Госпожу Поста можно нарисовать на бумаге, можно сшить, слепить из теста. Ее вешают на входную дверь или около икон.

С наступлением поста должны появиться и изменения в «домашнем богослужении». Дети могут с маминой помощью написать крупным шрифтом на листах белого картона молитву преподобного Ефрема Сирина: малыши могут обвести фломастером то, что мама написала карандашом, дети постарше — сами списать текст из Молитвослова.

— Укладывая детей на ночь, мы всегда читаем им книги. И в Великий пост это особенная литература: патерики, жития святых, Библия. Во время такого чтения родители и сами получают духовную пищу, — рассказывает Анна Сапрыкина. — Когда вся семья собирается за столом, а обычно, если папа работает, это ужин, можно также прочитать небольшой отрывок из Библии или житий, а потом обсудить прочитанное. Именно таким показано «религиозное образование» детей у святителя Иоанна Златоуста: отец за «вечерней трапезой» наставляет жену и детей.

Когда дети знают о постных праздниках, они с радостью ждут приближения каждого следующего события. Первый праздник с интересным действом — это кутья в первую субботу Великого поста, в день великомученика Феодора Тирона. 22 марта, в день 40 мучеников, пекутся, конечно, жаворонки. На Крестопоклонной неделе также выпечка: по традиции выпекается печенье в форме крестиков. В неделю Иоанна Лествичника лепим из теста лесенки, как делали наши прапрадеды (вернее, наверное, прапрабабки). Дети получают огромное удовольствие от совместных трудов на кухне. Это и повод поговорить даже с малышами о том празднике, который отмечается особой выпечкой, и не только наглядное пособие для такого разговора, но пособие вполне съедобное и даже вкусное. На Благовещение на птичьем рынке можно купить птичек, которых на праздник можно будет выпускать. На Вход Господень во Иерусалим готовим целые букетики с вербами. Все это — и общесемейные мероприятия, и — главное — повод рассказать детям о праздниках и об их значении, повод перейти к более серьезным темам.

Таким образом, пост действительно может стать особым временем жизни всей семьи, дома как целого. Внешнее помогает осознавать и укреплять внутреннее. Пост становится «наглядным», «осязаемым» даже для малышей. И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи.