8 (4862) 59-20-63
gymnasium@vposad.ru

Уроки российской трагедии

04 февраля 2021

Бунташный двадцатый век породил мировые,  национальные и религиозные   войны, социальные революции, освободительные движения, противостояние двух систем – капитализма и социализма. Россия оказалась в эпицентре и участницей  этих событий. По воле истории она пережила величайшие катастрофы: первую мировую войну и революцию 1917 года, Великую Отечественную войну и распад СССР. Все эти трагические события оставили глубокие следы и незаживающие раны в судьбе народов России и Советского Союза. Многие десятилетия, а возможно и столетие потребуется для их врачевания и исправления ошибок прошлого. Первая мировая война и распространение социалистических учений привели к гибели Российской империи и революционным потрясениям 1917 года. Свержение царя и захват власти, при поддержке военной верхушки, либералами-масонами из Государственной Думы положили начало российской трагедии. Приход к власти большевиков, при финансовой поддержке Германии и США,  во главе с Ульяновым (Лениным) окончательно разрушил естественный ход развития России и погрузил ее в пучину кровавой,  междуусобной  гражданской войны. Уверовавшие в коммунистическое учение Маркса-Энгельса, большевики-ленинцы беспощадно, кровавыми методами расправлялись с классовыми врагами и утверждали новый социалистический строй,  где не должно быть частной собственности, рынка, торговли, денег, богатых и бедных, а все бывшие эксплуатируемые массы были равны и счастливы.  А то, что в ходе этого решительного переустройства общества было убийство царской семьи, уничтожение рода династии Романовых, введен красный террор с его массовыми расстрелами  заложников, представителей дворянства, купечества, буржуазии,  интеллигенции, священства и верующих-активистов рассматривалась как неизбежность классовой борьбы в период утверждения  диктатуры пролетариата. Развращенные призывами Ленина «Грабь награбленное», невежественные массы растаскивали имущество богатых, жгли дворянские усадьбы, оскверняли храмы и убивали священнослужителей.  По воспоминаниям Екатерины Комягинской, которая  в декабре 1920 года была еще в малолетнем возрасте, её дядя – священник Арсений Васильевич Комягинский и дедушка – дьякон Василий Николаевич Комягинский были зверски убиты большевиками. По её словам, она пошла к ним, чтобы получить от них угощение, что-нибудь вкусное. В это время в церкви проходило богослужение. Вдруг в храм ворвались пьяные мужики человек 20-25 с палками, схватили дядю и дедушку и стали их избивать палками, а потом потащили к пруду, разбили лед топорами и там обоих утопили. Они хватались за лед, а их били по рукам и они утонули. Я всё это видела своими глазами, плакала и убежала домой. Произошло это событие в церкви Обновления храма Воскресения Христова, села  Долбенкино, Дмитровского уезда, Орловской губернии. Убийства священников происходили и в других населенных пунктах и городах губернии. Священник Григорий Рождественский из села Цветынь Орловского уезда, был избран духовником семинарии накануне смерти,  3 сентября 1917г., убит грабителями.[1] 4 апреля 1918 г. убит св. Василий Лебедев села Сетное Севского уезда (ныне Брянская область), а его жена была убита по дороге на станцию Михайловский хутор. На смерть священника Василия Лебедева Орловские епархиальные ведомости отозвались с горечью и прискорбием: « Это был глубоко религиозный и прямолинейный священник-патриот. Он в самом расцвете сил нашел свою Голгофу, как новый русский священномученик ».[2]

 21 июня 1918 года злоумышленники застрелили священника с. Дровосечное Малоархангелького уезда Василия Осипова.[3] Также были убиты: о. Михаил Тихомиров в городе Ельце, игумен Гервасий - настоятель Брянского Свенского монастыря, а при нападении 25 июня 1918 года на дом священника села Троицкого-Кудинова Ливенского уезда Михаила Петровского, уходя, грабители бросили бомбу и убили его девятилетнюю дочь, сам Петровский в это время был арестован большевиками и находился в городе Ливны.[4] В то же время в Орловский центральный работный Дом были заключены монахи Бело-Бережской Пустыни игумены Корнилий и Маврикий, а также иеромонахи Ипполит, Климент, Иоасаф и Павлин, позже были освобождены по амнистии 9 (22) ноября 1918 г.[5] 26 ап­реля 1918 года, на пасхальную неделю, в селе Усть-Нугрь Болховс­кого уезда объявился отряд красноармейцев, около 70 человек, с пулеметами. Окружив усадьбу священника Иоанна Панкова они ворвались в дом и выстрелили ему в голову, а затем искололи его штыка­ми. Вместе с ним убили двоих его сыновей: Николая, офицера вернув­шегося с фронта, и Петра, ученика 2 класса духовной семинарии, который успел выбежать на улицу, где его сразила пуля. Убиты были также крестьянин, пришедший к священнику, что бы договориться о свадьбе и юноша случайно пробегавший около усадьбы.  В живых оставили  только престарелую тещу отца Иоанна. Имущество священника было разграблено и частично увезено, а над дарохранительницей красноармейцы надругались.[6] На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года они были прославлены: иерей Иоанн Панков как священномученик, а его сыновья Николай и Петр – мученики, празднование дня кончины которых приходится на 26 апреля по старому стилю.[7]

 О творившемся беспределе, нередко переходящем в дикую вакханалию свидетельствует событие происшедшее в ночь на 28 ноября 1917 года в селе Добру­ни  Севского уезда  (ныне Брянской области), где солдаты и крестьяне разгромили домовую церковь и барскую усадьбу Подлиневых. С криком "Бери ковры, будет тут "игоготникам" топтаться!" крестьяне топорами подрубили прес­тол, растащили сосуды и ризы, а затем подожгли дом и церковь. Но этого им показалось мало. Они вытащили из могил, тут же около церкви погребенные, трупы владельцев Подлиневых. Истлевшие остан­ки владелицы: голову, руки, ноги - разбросали; а труп владельца, сохранившегося в целости раздели, положили на солому и подожгли. " Как свинью палили" - говорили православные. При этом били пал­ками по животу и выдирали усы. Затем его тут же неглубоко зарыли, а цинковый гроб утащили... .[8] Позже, подобная участь постигла и захоронение поэта с мировым именем А. Фета-Шеншина в храме села Клейменово, останки которого выбросили из склепа, и только по указанию из Москвы вновь их собрали и захоронили.

От безудержной свободы хулиганствующих масс страдали не только люди – живые и мертвые, но и вполне невинные, бессловесные животные. Например, в 1918 г., в Малоархангельском уезде местные крестьяне поймали быка и живьем сдирали с него шкуру, при этом от души радовались, а в Орловском уезде крестьяне облили керосином породистую лошадь за то, что она буржуйская, и подожгли.[9]  В обстановке повсюду воцарившейся дикости и безнаказанности  происходили удивительные случаи добра и милосердия со стороны иноверцев. Например,  9 ноября 1917 года Одигидриевский мужской монастырь Уфимской губернии Белебеевского уезда был совершенно разгромлен русскими крестьянами. Разгром продолжался несколько дней. Разграбили старый храм, а новый храм остался цел, благодаря одному солдату татарину, который из тысячной толпы подбежал к наружным дверям церкви и закричал: «Что вы делаете? Бога хотите грабить! Я никого не пущу в церковь, а кто первый полезет, тот смерть получит!». Так сей добрый мусульманин с простертыми руками все время стоял у дверей храма.[10]

Зачинщиками подобных действий, как правило, были солдаты и матросы, уголовный элемент, проникавший, благодаря своей дерзости и «революционности», в местные органы власти. По свидетельству сельского священника-очевидца, еще в марте 1917 года с фронта, в деревни стали валом валить солдаты. Карты, самогонка, … . Проповеди в храме встречаются смехом, злобой, угрозами, анонимные письма - «сожгем». Из общественных учреждений ушла вся местная интеллигенция, а выборные места получили «отстой, навоз, воры и каторжане».[11] По словам известного  старца, схиархимандрита о. Илия в России утвердилась политика «геноцида русского народа». Но кто же был ответственен за то, что происходило в России.

Максим Горький в брошюре «О русском крестьянстве» упрощенно ответил: «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа». «Недавний раб» - заметил в другом месте Горький – стал «самым разнузданным деспотом, как только приобрел возможность быть владыкой ближнего своего». Итак, русский писатель, не только сочувствующий русскому коммунизму, но и имевший с ним прямые связи, снимает ответственность с творцов террористической системы и переносит ее на темноту народную. Едва ли есть надобность защищать русского крестьянина и русского рабочего от клеветы Горького: темен русский народ, жестока, может быть, русская толпа, но не народная психология, не народная мысль творила теории, взлелеянные большевистской идеологией… справедливо отмечает в книге «Красный террор в России…» историк С.П. Мельгунов. Сегодня мы можем сказать, что классовые войны, огромные военные потери, многомиллионные аборты и всевозможные идеологические и социальные эксперименты, реформы и перестройки довели русский народ до духовного и физического истощения. Революция с ее социальными экспериментами была проведена не только зря, но и с огромными потерями для Русского Мира, поэтому отказ от коммунистического пути был естественным и правильным, но недостаточно последовательным. Его разрушение, по признанию одного из зачинщиков новой России Анатолия Чубайса, привело к созданию, таких экономических отношений, которые  он сам охарактеризовал как - «бандитский капитализм». Поэтому предстоит огромная работа по созданию подлинно социального государства в интересах народа, в основе которого должна быть высокая духовная нравственность, заповеданная нам самим Богом. Для построения естественного, нормального общества необходимо освобождать сознание народа от ложной трактовки русской истории, ее героев. До наших дней, по словам бывшего директора РИСИ, генерал-лейтенанта, кандидата исторических наук Л.П. Решетникова: «Практически во всех населенных пунктах нашей огромной страны натыканы изваяния этого экстремиста (Ленина – А. П.), единственным конкретным делом которого было перевертывание России вверх дном и ввержение ее в многолетнюю гражданскую войну с последующей нескончаемой беспощадной борьбой коммунистической власти с «врагами народа». … Имена и прозвища палачей и террористов прочно вошли в нашу жизнь и не собираются уходить из нее и сегодня, порождая самые уродливые формы исторической шизофрении».[12]

23 июля 1922 года во Владивостоке, последнем оплоте антибольшевистских сил, собрался Приамурский Земский собор. В конце его работы генерал М.К. Дитерихс, один из благороднейших русских военных вождей, сказал: «Я верю, что Россия вернется к России Христа, России Помазанника Божьего. Мы были недостойны этой милости Всевышнего Творца».[13] Сегодня можно сказать, что только преодолев и окончательно изжив революцию и ее наследство, признав ошибки прошлого, тем самым, проявив мудрость, мы получим надежду на возрождение Православной России. Советское государство, отступившее от Церкви, погибло, потому что, как отметил Президент Владимир Владимирович Путин в интервью американскому режиссёру Оливеру Стоуну, проблема заключалась в том, что созданная система «сама по себе была негодная», а «после развала Советского Союза 25 миллионов русских людей в одну ночь оказалась за границей, и это реально одна из крупнейших катастроф XX века». Однако благодаря духовному подвигу мучеников в наши дни восстанавливаются и строятся храмы и монастыри, распространяется Слово Божие, и мы с вами имеем возможность жить полноценной церковной жизнью, возрождая нашу историческую Родину — Россию, наш национальный код. Уроки прошлого требуют от нас огромной ответственности и высокой морали в наших мыслях и поступках, когда вопрос стоит о будущем нашей страны и всего народа. Говоря словами Президента Владимира Владимировича Путина: «Мы не должны допустить ожесточения в обществе»,  25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня и 10-летия воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата, Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента России Владимира Путина совершил чин великого освящения храма Воскресения Христова Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в Москве и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме, а по её окончании призвал к единству нашего общества и единению Церкви. Затем к собравшимся в храме обратился Владимир Путин. По его словам, осознание общности целей, «главная из которых — благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом, и есть тот ключ, который помогает преодолевать разногласия». «Ярчайшим подтверждением тому служит и восстановление единства Русской Православной Церкви, десятилетие которого мы отмечаем в эти дни», — отметил Владимир Путин. «Мы должны помнить — сказал он, — и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать её целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое. Мы знаем, как хрупок гражданский мир, — теперь мы это знаем, — мы никогда не должны забывать об этом. Не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов. Именно поэтому наша общая обязанность — делать всё от нас зависящее для сохранения единства российской нации».

 

Перелыгин Анатолий Иванович – кандидат исторических наук, председатель церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской  Епархии,  член регионального отделения общества «Двуглавый Орел».

 

[1] Орл. еп. Вед. – 1917. - № 36 – 37. – С. 289 – 290.

[2] То же.-1918. - № 10. – С. 226 – 227.

[3] То же. – 1918. - № 16. – С. 424.

[4] То же. – 1918. - № 15. – С. 390; 1917. - № 44 – 45. – С.411 – 412.

[5] То же. – 1918. - № 24. – С. 573.

[6] То же. – 1918. - № 11. – с. 285-286.

[7] Перелыгин А. Святые мученики Болховского уезда // Московская  патриархия.-2004.-№1.-С. 76-79.

[8] Орловские епархиальные ведомости. – 1918. - № 7-8. С. 150-151.

[9] То же. – 1918.- № 1. С.18.

[10] Орл. епарх. Вед..-1918.-№ 2.-С. 53.

[11] То же, 1918.-№ 16.-С.410,412.

[12] Л.П. Решетников. Слом русского национального кода в 1917 году /Столетие великой русской катастрофы 1917 года. – М.: РИСИ, ФИВ, 2017, с. 27-28.

[13] Там же, с.39.