8 (4862) 59-20-63
gymnasium@vposad.ru

Почему надо прощать? Объясняет профессор Алексей Осипов

09 апреля 2021

Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

Помните, историю с разбойником, который находился по правую руку от Иисуса Христа. Он был прощён за одну только фразу: «Помяни меня, Господи во Царствии Твоём». Христос ответил: «Ныне же будешь со мною в раю». Почему Господь простил разбойника, рассказал богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Представьте себе, в каких условиях находился этот разбойник. В каких страданиях. И вдруг он сказал в адрес Христа эту фразу. Это поражает! Другой разбойник, который висел по левую руку от Христа, в это время гневался, ругался, оскорблял. Это была естественная реакция в тех условиях.

Если правый разбойник смог произнести такую фразу, это говорит о том, что он, действительно, раскаялся. Он прекрасно понимал, что смерть — уже здесь, она перед ним.

Обратите внимание, как он раскаялся. Он произнёс: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём». Он осознал — что не достоин там быть никогда. Он понимал. И это смирение сделало его достойным Царствия Божия.

В этом отличие христианства от любой другой религии. Потому что в других религиях присутствует следующее: хочешь спастись — исполни то, что требуется.

А тут христианство показывает что-то непонятное. Кого прощают? Вышел оправданным мытарь. Женщине, уличённой в прелюбодеянии, было сказано: «... иди и впредь не греши». И этот разбойник, который, может быть, ничего хорошего в жизни не сделал... Все эти моменты демонстрируют проявление любви.

У святых отцов есть следующая фраза:

«Нет добродетели без рассуждения».

То есть нет добра без рассуждения. Согласитесь, ситуации бывают очень разные, отношения бывают очень разные. Без рассуждения никак. Приведу пример.

К Варсанофию Великому как-то пришёл монах, который трудился с другими такими же монахами, и случилось, что на него вдруг ни с того ни с сего набросился один монах и обругал. И вот монах спрашивает у Варсанофия: «Отче, что мне необходимо теперь просить прощения?» Варсануфий в ответ: «Нет! Если ты это сделаешь, он будет считать правым себя и будет полагать, что совершил доброе дело».

Видите, как это всё неоднозначно. Почему и надо смотреть на конкретные ситуации и конкретные отношения.

Есть мудрая мысль:

«Всё, что даётся даром, способно развращать».

Здесь обязательно нужно смотреть, кому ты даёшь. Кому-то даёшь — и он становится лентяем. А другому даёшь — и, действительно, спасаешь его от большой беды. Повторюсь: нет добра без рассуждения.

Основным принципом во всех этих рассуждениях должно быть благожелательное отношение к человеку, каким бы он ни был. Но благожелательность совсем не означает, что если я — хозяин фирмы, и у меня есть винный склад, то я должен на винный склад нанять сторожем пьяницу. Нет, ему здесь нечего делать.

Вопрос о прощении — это очень широкий и неоднозначный вопрос. На него ответить универсально невозможно. Но в Евангелие сказано следующее: ударили по одной щеке, подставь другую.

Как это понимать? Во время споров или ссор, особенно в семейной жизни, какая-нибудь мелочь — неверное действие или неосторожное слово — и пошло-поехало…

К чему подталкивает эта фраза? Замолкни, остынь, признай, что ты не прав… Пройдёт время, ситуация утихнет — всё сможешь объяснить. Таким образом, ты как бы подставляешь другую щеку.

Итак, всё зависит от ситуации. И поэтому требуется рассуждение. И критерий — благожелательное отношение, любовь к человеку. Великодушие.

Ну, сорвался человек. Ну не смог сдержаться. Ну, характер у него такой. Ну, что ты будешь делать? Стерпи. Потом он сам повинится. А пока подставь другую щеку.

Возвращаясь к разбойнику и теме прощения. Очень часто люди не торопятся вести праведный образ жизни, полагая, что покаются в старости. Время есть, ещё успеют. Забывают то, что написано в Писании:

«Лукавые уловляются в лукавстве своём».

Ты полагал одно, а в жизни вышло по-другому. И жизнь неожиданно оборвалась. Так обстоятельства могут сложиться, что ничего не успеешь сделать.

Бога невозможно обмануть. Он же всё видит. Все мои намерения.