8 (4862) 59-20-63
gymnasium@vposad.ru

История, почему меня не допустили ко Причастию

09 апреля 2021

Фраза, сказанная батюшкой «Я не могу вас допустить ко Причастию» - была «словно обухом по голове». Я и раньше слышал, что такое бывает, но не думал, что когда-то коснется и меня.

В тот день я хорошо, как мне казалось, исповедался, прочитал все каноны и Последование ко Причастию. Но видимо у Бога на меня были свои планы.

Так мало того, что батюшка не позволил, так еще и сказал: «Вы лицемерите. От такого Причастия не будет никакой пользы. Более того – оно может быть во вред: Задумайтесь». Увы, я не сразу понял его слова.

История, почему меня не допустили ко Причастию

В тот момент моему негодованию не было предела. Гордость, возмущение и даже гнев... Как это меня и не допустили? – взыграло во мне мерзкие, далеко не смиренные чувства. Что только я не надумал в тот момент. Захотелось поискать другой храм, даже написать письмо в епархию с жалобой на батюшку, так было обидно и горько. И я так бы, наверно, и сделал, если бы не история, которая случайно «неслучайно» попалась мне на глаза. В ней был для меня такой же ответ.

Там один человек, болящий раком, все откладывал день своего первого Причастия. Но когда уже буквально на смертном одре, к нему пригласили батюшку, принявшего его слабые кивания за исповедь, он пожелал принять Таинство Причастия, его уста были сомкнуты. Как бы не старались ему их помочь открыть, Господь не позволил ему принять самое важное и такое бесплатное «лекарство» для спасения души каждого.

Это меня так поразило!

«Почему???» - думал я. Я тут же поспешил в церковь получить ответ на свой вопрос. Сначала хотел поменять храм, но дурная мысль подсказала мне поменять только батюшку, обличившего меня.

«Можно роптать на кого угодно, - ответил довольно старенький, согбенный, но в то же время молодой душой инок, – но роптать на священнослужителя, который преподносит вам Господа Таинства, большой грех.

Ведь он сам, непосредственно, несёт ответственность пред Богом за то, кому он преподаёт святые дары в Таинстве Евхаристии. Господь, действуя в Таинстве Покаяния Сам, через батюшку, попустил вам пройти это испытание.

А осуждая действия священнослужителя в Таинствах, Вы судите Самого Господа, Который говорит через батюшку. Видимо есть то, за что Господь отвергает Вас от сопричастия с Собой. Это может случиться по разным причинам. Смотря, на какой духовной ступени вы стоите. Одному прихожанину, выпившему водичку перед Причастием, откажет. Другому же – даст свое благословение даже без трехдневного поста на то, чтобы принять человека грех на себя, но не отказать в Божьей помощи, её содействию, причастить во время Божественной Литургии. Здесь все зависит от ситуации. Как правило, любому батюшке, каким бы он грешным и от Бога дается благодать, духовое рассуждение, видение, которая помогает ему сделать правильный выбор. Духом Святым Господь через него дает ответ исповеднику. Бывает, что человеку так нужно, так жизненно необходимо Святое Причастие, что Господь допускает ему сделать в тот момент. Как бы попускает то, в чем он остро нуждается, что ему жизненно необходимо, несмотря на отсутствие его содержательной подготовки ко Причастию. Господь видит сердце человека, его горячее желание исправиться, покаяться, измениться. Ведь Бог любой помысл чистый иногда внимает за дело.

А какие грехи могут послужить отказу?

Чаще всего это смертные грехи . Но и то, как Вы знаете, Господь всемилостивый, прощает и это. Закон выше беззакония, но любовь превыше всего. Только накладывает на человека определенную епитимию. Конечно не на 20-40 лет, как было раньше в Византии, когда

люди жили в Боге и редко, кто смел нарушать заповеди Бога. Тогда тот, кого не допустили к "таинству таинств" не шел лежать у телевизора или пить пиво, а стоял на паперти долгое время, молитвенно каялся, осознавая свое недостоинство. Потом по мере очищения и раскаяния мог ходить в храм, но без вкушения святых Христовых Таин.

Поэтому такой строгий запрет для современного человека будет опасным, даже губительным для его души. Он, итак, не ходил в храм, а теперь и вовсе забудет Бога, причем законно. Такая легализация не церковности сегодня просто недопустима. Епитимья, налагаемая священником, не может быть в наше время длительной и исключительно с согласия самого кающегося. Только на то время, которое он потянет.

Еще батюшка может не допустить ко Причастию, когда человек не желает простить обидчиков или не хочет кается в своем грехе.

Этот разговор надолго отложился в моей памяти. И я начал задумываться над тем, что сказал, на тот момент, «недобрый» батюшка. И регулярно выполнять свою посильную епитимию, которую дал он мне. 40 дней читал Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу. И знаете, не только в моей жизни, но и в моей душе стали происходить перемены («метанойа» – перемена души), что очень важно для христианина.

Я кардинально переосмыслил свою жизнь. И если раньше причащался за компанию, и даже перед этим хорошенько покушав, то теперь вспоминая об этом, становится смешно и даже страшно.

Как еще Господь долго терпел меня! После разговора с батюшкой со мной случился «инсайт» - прозрение. Так постепенно из захожанина я постепенно стал прихожанином. И ходил я, кстати, только к моему «спасителю». И он, терпеливо, ласково, не осуждая и не укоряя, мои неуверенные шаги направлял в нужное русло.

Да, я не бросил грех сразу. Долгое время проходил свои мытарства, продолжал грешить, но совесть кричала, все громче, все больше обличая меня, что я уже больше не мог не поставить точку.

Такая словно отцовская забота показала мне, что моя вера была неискренной, формальной, она не меняла жизнь. В этом и есть подмена христианства обрядоверием, которую, к сожалению, сегодня можно видеть довольно часто.

Пересмотрев свой образ жизни, я делал все от меня зависящее, чтобы с Божьей милостью освободится от греха, который тогда владел мною. Начал намного серьезнее относиться к своей духовной жизни. Конечно, я и сейчас не могу сказать, что достоин принимать Тела и Крови Христовой – никто из нас не достоин этого.

Но я стал относиться к Церковным Таинствам и воспринимать их не просто как некие обряды, а как действительно божественный дар, без которого человеческая немощь сама по себе не может укрепиться.

Хотя до полного понимания всей глубины мне еще очень далеко.

Сейчас я до сих пор тепло вспоминаю мой первый храм, в котором начиналось мое воцерковление и батюшку, благодаря которому поменялась моя жизнь. Если бы не его мудрый духовный поступок – возможно, я так бы и продолжал быть православным лицемером, продолжал жить в грехе и падать все ниже... И как тот самый человек из грустной истории закончил бы свою жизнь....